Законодательство

Ниже предлагается законодательная база для функционирования и развития гражданского общества. Мы не претендуем на полноту, и предлагаем ссылки на сайты, которые делают более глубокий анализ. Также важно отметить, что законодательство меняется постоянно. Поэтому для всего, что не связано с простым ознакомлением с законами, ищите самую свежую версию закона, используя Интернет.

Законодательная база гражданского общества

НКО

Основным законом Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. К деятельности некоммерческих организаций она имеет самое непосредственное отношение, также как и к деятельности государственного и коммерческого секторов.

Деятельность в некоммерческой организации неразрывно связана со ст. 13, 14, 30 Конституции РФ.

Статья 13
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Следующим по значению необходимо считать Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Статья 50 ГК РФ дает понятие некоммерческих организаций как организаций, не имеющих извлечение прибыли в качестве цели и не распределяющих полученную прибыль между участниками.

В статьях 116-123 Гражданского кодекса РФ даются понятия и основные принципы деятельности отдельных видов некоммерческих организаций.

Материал: Виктор Мирный (общественная организация «Союз юристов» Новгородской области) «ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ, РЕГИСТРАЦИЯ» (Школа управления НКО, Центр поддержки НКО, Москва, 2002). Редактор Татьяна Афанасьева. МОФ СЦПОИ

Нижеприведенные четыре закона определяют работу всех видов НКО:

• Федеральный Закон «О Некоммерческих организациях
от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 02.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)

• Федеральный Закон «Об Общественных объединениях»
от 19.05.1995 №82-ФЗ (действующая редакция от 21.11.2012)

• Федеральный Закон «О Благотворительной деятельности и благотворительных организациях ” от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 23.12.2010)

• Федеральный Закон «О Государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 №98-ФЗ (ред. от 05.04.2013)

• Законодательство, касающееся социально-ориентированных некоммерческих организаций (CO-HKO) появилось с Федеральным законом от 5.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций».

К СО-НКО относятся организации, созданные в формах, предусмотренных ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» (за исключением госкорпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества (п. 2.1), а также деятельностью, предусмотренной ст. 31.1 ФЗ №7.

Наконец, целевой капитал (эндаумент) НКО определяется Федеральным Законом «О Порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организациях» от 30 декабря 2006 г. №275-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

Развитие сообщества

На федеральном уровне ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (главы 1 — 5) определяет «местное самоуправление» как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую … самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения…»

«Вопросы местного значения» определяются как связанные с «непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования…», т.е. городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Процесс принятия решений должен отражать интересы местного населения и учитывать исторические и иные местные традиции. Как результат, на уровне муниципального образования/местного сообщества улучшение качества жизни и его перспективы на будущее, с точки зрения закона, полностью зависят от граждан.

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Принципы территориальной организации местного самоуправления

Глава 3. Вопросы местного значения

Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

Детальный анализ законодательства, касающегося гражданского общества, был проведен организацией «Зеленый дом» в Хабаровском крае в 2007 г. В отчете вы можете ознакомиться с полным перечнем всех законодательных актов на федеральном, региональном и местном уровнях. При ознакомлении с отчетом вы поймете, что важно иметь представление о региональных и местных законодательных актах.

Есть два Интернет ресурса, которые мы рекомендуем. Они дают полную информацию о законодательстве.

Гражданское общество
Юристы за гражданское общество: http://www.lawcs.ru/.

Благотворительность и фонды
Донор Форумов: http://www.donorsforum.ru/.