Целевой капитал некоммерческой организации (endowment — эндаумент) — сформированная за счет пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций.
В России деятельность по созданию и управлению целевым капиталом в законодательном пространстве регулируется:
- Федеральным законом № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30 декабря 2006 года,
- Федеральным законом № 276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона № 275-ФЗ „О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческий организаций“» от 30 декабря 2006 года,
- Федеральным законом № 328-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 21 ноября 2011 г.
Сформировать целевой капитал возможно только за счёт пожертвованных денежных средств, а пополнять уже сформированный целевой капитал с 2012 года, согласно принятым в ноябре 2011 года поправкам в закон, можно за счет ценных бумаг и недвижимости. Целевой капитал считается сформированным, если:
- его размер равен или превышает 3 миллиона рублей. 3 миллиона — минимальная предусмотренная законом сумма целевого капитала;
- создан совет по использованию целевого капитала;
- целевой капитал передан в доверительное управление управляющей компании.
Сергей Плешаков, Хабаровск:
«Эндаумент» является западной практикой, встроенной в потребности западного общества. Обычно, в «эндаумент-фонды», создаваемые университетами, производится жертвование средств от благодарных выпускников. Далее, эти фонды поручаются управляющим компаниям для коммерческого оборота, проценты с которого перечисляются университетам на некоммерческие цели. Первый «эндаумент-фонд» был создан Платоном для своей Академии.
В России «эндаумент» вначале стал работать по той же схеме, и первыми его применили также высшие учебные заведения. Пользователями «эндаумента» также являются некоммерческие организации.
В программах «Зеленого Дома» также были применены элементы «эндаумента». Организация перечисляла благотворительные средства сельской НКО, объединявшей в консорциум местных предпринимателей. НКО инвестировала средства в оборудование, которое сдавалось предпринимателям за небольшую ежегодную ренту. Таким образом, у НКО ежегодно появлялись средства для достижения некоммерческих целей. Наилучшим образом такие взаимоотношения выстраиваются в Потребительском обществе, основанном на членстве и ежегодных взносах, размер которых находится в зависимости от суммы, вложенной в оборудование, которым пользуются члены Общества.