Regulatory impact assessment и Social impact assessment: есть ли точки соприкосновения компетенций?

Год публикации:
Формат публикации:
Метки публикации:

Данная презентация сопровождала выступление «Regulatory impact assessment и Social impact assessment: есть ли точки соприкосновения компетенций?» на конференции АСОПП-2019.

Докладчик: Цыганков Д. Б., директор Центра ОРВ НИУ ВШЭ.

Институционализация такого инструмента повышения качества социально-экономического нормотворчества как оценка регулирующего воздействия (Regulatory Impact Assessment, RIA) связана, парадоксально, со стремительном ростом социального регулирования в 70-е годы, прежде всего в США, напр., требований к защите труда, экологических требований, требований в области здравоохранения. По виду они казались разумными, но само правоприменение показало, что они избыточно дороги для бизнеса, и толкают его к оппортунистическому поведению. Подход command-and-control основывался преимущественно на теории рационального выбора, и регуляторы, принимая решение, как правило, исходят из того, что адресаты регулирования (прежде всего, бизнес) обладают всей доступной информацией о том или ином явлении (процессе) и способны принять наиболее выгодное для них решение. Кроме того, принятие ряда «социальных» регулирований «гальванизировались» резонансными событиями (происшествиями), требовавших немедленного ответа политиков, и на необходимый анализ полной картины возможных последствий и возникающих экстерналий времени не хватает.

Первоначально назначение ОРВ (продиктованное политической повесткой неолиберальных правительств) заключалось в определении издержек бизнеса от государственного регулирования, за этим следовали мероприятия по дерегулированию и сокращению бремени на частный сектор. Однако со временем предмет ОРВ был существенно расширен: помимо измерения издержек бизнеса, также стали измеряться и выгоды от регулирования, а само государственное регулирование перестало восприниматься как негативное само по себе: за государством закрепилась функция обеспечения устойчивого развития, которое основывается на сочетании экономического роста, социальном развитии и защиты окружающей среды.

Уже к 2001 году это понимание отразилось, например, в решении Европейской Комиссией по переходу от прежней модели (business) impact assessment к (integrated) impact assessment: была официально признана необходимость проведения оценки всех законопроектов и предложений, касающихся государственных программ и политик (для определения их влияния на окружающую природную среду, экономику и социальную сферу). В настоящее время следует признать, что под шапкой интегрированной оценки воздействия по- прежнему, проводится преимущественно оценка влияния на бизнес, отчасти учитываются экологические последствия — возможно, в силу более длительной, и самостоятельной истории оценки воздействия на окружающую среду. Стандартное объяснение «слабости» social impact assessment (относительно RIA) связывают с лоббистской ресурсом бизнеса, умением объединяться и оплачивать дорогостоящие экспертные работы.

Казалось бы, хотя бы левоцентристкие европейские партии могли интегрировать в свою повестку продвижение «социальных» последствий, но чаще можно обнаружить критический обзор инструментов smart regulation (напр., на сайте профсоюзов Германии). Соответственно, хороший ОРВ-шник сегодня умеет за статьями действующего нормативного правового акта или его проекта увидеть экономические эффекты для разных адресатов регулирования, для чего привлекает что и указывает на необходимость сотрудничества юристов, экономистов и социологов. А вот оценка социальных последствий очень редко фундирована расчетами, и «проигрывает» в «войне цифр».

Компетенции можно заимствовать из ОРВ-портфолио, и какие техники/методики должны быть выращены в social impact assessment? Ответ на этот вопрос тем более актуален для России, что интегрированная оценка социально-экономического воздействия (ОСЭВ) может быть некоторым выходом для внедрения парламентской оценки в Государственной Думе. Решение задачи по повышению качества законов во многом зависит от работы комитетов, их возможности проведения комплексной ОСЭВ не только на бизнес (как при проведении ОРВ в Минэкономразвития России), но и на уровень и качество жизни граждан (избирателей), на социально- экономическое развитие субъектов РФ, экологию, права коренных малых народов РФ.

Предлагаем Вашему вниманию презентацию.

Размещено в и отмечено .