Инструмент оценки: Чек-лист обоснованности проблемы и рекомендации

Наш чек-лист — для тех, кто разрабатывает проекты, нацеленные на решение проблем, и для тех, кто проводит экспертизу проектов.

Что дает чек-лист:

  • Позволяет оценить, насколько хорошо составлено обоснование решаемой в проекте проблемы.
  • Помогает подготовиться к проведению диагностики ситуации, так как надо заранее планировать диагностику так, чтобы она позволила получить данные для составления качественного обоснования.
  • Полезен при анализе данных, чтобы понимать, какие именно выводы стоит делать из собранных данных.

Данный инструмент разработан по проекту «Поддержка развития оценки и развитие оценочного мышления. Пятый элемент» при поддержке Фонда президентских грантов. Подробнее о проекте — Поддержка развития оценки и развитие оценочного мышления. Пятый элемент | (scisc.ru)

После того, как Вы пройдете тест, Вам будут даны рекомендации по наиболее важным аспектам обоснования проблемы.

1.В обосновании четко определено (одним ёмким предложением), какую именно проблему мы решаем.
2.Кратко, без лишних общих слов и без ссылок на «общечеловеческие вечные ценности» описано, в чем именно заключается проблема, каковы ее видимые/осязаемые проявления.
3.Определено, кто страдает в результате проблемы (названы конечные благополучатели).
4.Подтверждено, что причиной негативного состояния благополучателей из предыдущего пункта является именно данная проблема, а не иные факторы.
5.Описано, к каким негативным последствиям у конечных благополучателей это приводит (например, работа ведется с родителями, а конечные благополучатели – маленькие дети).
6.Приведен список всех категорий благополучателей, в том числе косвенных (например, родители являются благополучателями в проекте, где ведется работа с детьми).
7.Обосновано, почему проект направлен именно на выбранную категорию благополучателей, если потенциально проект может быть сфокусирован на одной из нескольких категорий.
8.Определено, что является причиной проблемы, кто отвечает за управленческие решения, вызывающие причину проблемы. Это важно, чтобы обосновать направленность деятельности именно на борьбу с причиной проблемы, а не с ее последствиями, либо обосновать, что бороться можно лишь с последствиями. В идеале приведен анализ проблемы в виде схемы.
9.Учтено, к каким возможным позитивным последствиям приводит проблема (например, доро1говизна воды приводит к более экономичному потреблению воды и бережному отношению к источникам воды).
10.Определено, кто может противостоять решению проблемы и почему, каковы их интересы.
11.Учтено, если кто-либо может пострадать в результате решения проблемы.
12.Если для решения проблемы должно быть реализовано несколько направлений деятельности, но в проект будут заложены не все, то в обосновании приведены все необходимые направления и упомянуто, как решаются остальные направления. Неохваченность одного из направлений приведет к тому, что остальная деятельность окажется бессмысленна, так как решение проблемы возможно лишь при комплексном подходе. Поэтому важно прописать, как будут охвачены все направления (например, партнерами или в ином проекте).
13.Приведены характеристики ситуации, по наличию которых мы судим об остроте проблемы и по изменению которых можем отслеживать динамику решения проблемы. Эти характеристики ситуации оцифрованы (снабжены количественными данными).
14.В обосновании значимости определено, каков объем потенциальной целевой аудитории, на решение проблемы которой направлен проект.
15.Определено, какой процент целевой аудитории мы охватим проектом.
16.Все описанное выше касается конкретной территории реализации проекта.
17.При дальнейшей разработке проекта, направленного на решение проблемы, учтите, что команда проекта должна быть компетентна в проблематике – как с точки зрения наличия специалистов с профильным образованием, так и с точки зрения наличия практиков, с опытом работы по проблематике, в целевой аудиторией и вовлеченными лицами.

Размещено в Исследования и аналитика: методология, Оценка и отмечено , .